
В первый год жизни развитие ребенка идет с такой скоростью, с какой не будет идти уже никогда. Если после рождения младенец абсолютно биологическое существо, то уже через месяц он улыбается, через полгода — ползет и начинает отличать своих от чужих, а к году говорит первые слова и довольно бодро топает. Это значит, что годовалый ребенок в достаточно большой степени обусловлен социальными факторами.
Ребенок к году с небольшим точно научится ходить, даже если миновал фазу ползания. И вот здесь кроется маленький нюанс. Окружающая ребенка среда должна не только мотивировать научиться ходить, но и обеспечивать безопасные условия. Помещения, где ребенок учится ползать и ходить должно быть довольно просторным.
Без узких коридоров, где и без мебели не развернешься, без крошечных комнат, в которых шкаф и кровать занимают все пространство, в помещениях, где можно падать и не задевать острые углы учиться ходить значительно проще, чем в крошечных комнатушках и практически отсутствующих коридорах, где каждый шаг потенциально опасен. И забота родителей — обеспечить ребенку это пространство, пространство безопасного обучения прямохождению.
К ребенку, который научился ползать или ходить, должно быть готово все пространство квартиры. Например, розетки, расположенные в зоне доступа ребенка должны быть современными, со специальными задвижками и не выпадающими корпусами. Все, что должно быть закреплено, должно быть закреплено. И это касается не только розеток, но и ненадежно стоящей мебели, падающих табуретов и иных подвижных составов, то есть элементов обстановки.
Возможно, придется временно отказаться от скатертей, за которые можно потянуть и на которых стоят египетские вазы за баснословные деньги. Или на которых что-то стоит, что угодно, что может быть утянуто и уронено. Придется аккуратнее отнестись к посуде и прочему бьющемуся, что может быть поставлено на край стола. Придется быть внимательнее. Безопасность ребенка — это то, за что в год отвечают родители. И безопасную среду для развития должны создать именно взрослые.