В первые годы жизни детям, кроме родителей, в сущности никто не нужен. Они привыкают к бабушкам и дедушкам, к друзьям родителей и им этой взрослой компании достаточно. Сверстники им до трех лет не нужны. А вот годам к трем-четырем дети начинают тянуться к таким же, как они сами — детям-ровесникам или более старшим. Девочки иногда интересуются малышами, им младенцы интереснее, чем мальчикам.
И в после трех ребенку нужно создать условия, в которых у него будет возможность общения и взаимодействия со сверстниками. Детский сад, образовательные клубы, танцевальные занятия, общение с детьми во дворе — можно использовать любые сферы общения ребенка. Если родители живут за городом, то можно договориться с родителями окрестных домов и оборудовать на улице детскую площадку. В этом случае дети в любое время года смогут найти себе занятие на улице.
Танцевальные занятия, школы раннего развития и иные кружки — это полезное для ребенка времяпрепровождение.
Но здесь хорошо бы осознавать, что общение это формализованное, в рамках образовательного процесса и проходящее под контролем взрослого, ведущего занятия. Если ребенок постоянно общается с ровесниками под надзором мамы или иного воспитателя, то возможности самому находить решения сложных ситуаций в общении будут у него крайне ограничены.
При общении ребенка во дворе с ровесникам родителям стоит сознательно ограничивать свое вмешательство в общение ребенка. Отстаивание своих интересов, защита своих игрушек — это вполне посильная задача для детей от трех лет. Часто материнское сердце рвется защитить, уберечь, ответить вместо малыша. Нужно себя останавливать, чтобы ребенок учился сам взаимодействовать с окружающими.
Сложно отказать малышу, своему любимому сыну или трепетной дочери, когда он или она подходит и просит пойти знакомиться или попросить игрушку у ровесника. Но понимание того, что уже совсем скоро, в первом классе мамы не будет рядом с ребенком, что ему самому придется общаться и защищать себя должно останавливать и мотивировать родителей на приучение малыша к самостоятельности в общении.