
В последнее время все более популярной становится идея о том, что нужно следовать за ребенком, уважать его потребности и его личность, например, когда ребенок пишет стихи или увлекается танцами. Это, конечно, очень хорошие идеи. Эти идеи позволяют ребенку вырасти в личность, которая сможет самостоятельно и успешно функционировать во взрослом мире.
Но следовать за ребенком и потакать ему во всем — это совершенно разные вещи. Если ребенок пишет стихи, то можно поощрять его увлечение, помогать создать клуб для юных поэтов, с радостью читать и слушать его стихи. Но если ребенок благодаря родителям и иным близким считает, что он великий поэт и совершенно не обязан учиться, делать домашнее задание по математике и посещать физкультуру, то это как раз тот случай перегнутой палки.
Нужно следовать за ребенком, его потребности и учитывать его личностные особенности. Это значит, что ребенка, любящего рисовать стоит водить в изостудию, а не танцевальный кружок. Ребенка, боящегося большого скопления народа, не стоит возить на массовые фестивали или отдавать в театральную студию.
Это значит, что ребенку, который долго адаптируется к новой ситуации, давать время на адаптацию. Дети, как и все люди, очень разные. И здесь просто невозможно перечислить тысячи и тысячи возможных вариантов того, как нужно учитывать те или иные потребности и особенности ребенка.
При всем принятии ребенка вместе с его особенностями стоит выдерживать четкие границы. Границы воспитания делают детский мир более предсказуемым, от этого он становится менее тревожным. Границы воспитания создают условия для дальнейшей адаптации ребенка в обществе, ведь мир не может принимать человека так же безусловно, как принимает его семья. Должны быть четко сформулированные запреты и ограничения, оправданные и разумные.
Приучение ребенка к уважению границ личностей родителей и уважение последних к границам личности ребенка — это огромный вклад родителей в будущую успешность человека в обществе. Причем здесь речь, скорее, не об успешности материальной или карьерной. Здесь речь об успешности личностной, о возможности занимать свое место в жизни и окружающем пространстве.
Итак, следование за потребностями ребенка будет ему во благо лишь в том случае, если будет иметь не безграничный характер. Сочетание уважения к личности ребенка и сохранения своих границ родителями позволяют вырастить здоровую личность.