Столкнувшись на детской площадке с ситуацией, когда ребенок говорит меньше или хуже, чем его сверстники, родители недоумевают и не знают как правильно себя вести.
Ведь в глубине души поселился страх о том, что любимый малыш, возможно, отстает в развитии или ему нужны индивидуальные занятия с логопедом. А добрые люди вокруг успокаивают, говоря, что их знакомый ребенок заговорил в 4 года.
И все у него хорошо. Конечно, сравнивать детей не стоит. Но что, если ситуация не меняется ни через день, ни через неделю, ни через год?
Драгоценное время уходит и его уже не вернуть.
Развитие речи в норме
Прежде чем говорить об отклонениях, нужно знать, как развивается речь в норме. Возраст от 0 до 3 лет самый благоприятный для формирования базы языка.
Уже в течение первого года жизни ребенок активно накапливает пассивный словарь, улавливает интонации, начинает гулить (разговаривать). В 2 месяца малыш звучит, вокализирует звуки в ответ на появление мамы.
К 8 месяцам он начинает понимать смысл слов и использует лепет для общения, а также появляются первые лепетные слова. К году ребенок может начать заменять лепетные слова на обычные (ввв – машина, му — корова).
Конечно, произношение не будет четким, что является абсолютной нормой. К 1,5-2 годам появляются простые предложения. Малыш легко говорит о своих нуждах (просит попить, сообщает, что голодный или ему необходим горшок и т.д.).
В 3 года ребенок уже связно рассказывает о том, как прошел его день, что он видел, делал. Предложения становятся более сложными, разборчивость речи улучшается в динамике.
Таким образом, можно увидеть, что за первые три года жизни малыш учится очень многому. Ему важно пройти эти этапы вовремя, так как задержка повлияет на дальнейшее развитие (пострадает чтение, письмо).
В каком же случае следует обратиться к логопеду и как он поможет?
Когда надо обратиться к специалистам?
Тревожным сигналом может быть то, что младенец в 3-5 месяцев не реагирует на обращение к нему, не поворачивается на новые звуки в помещении, не откликается на свое имя.
В таком случае следует проверить слух малыша и показать его неврологу. Логопед же расскажет о том, как создать необходимую речевую среду, как играть с ребенком, чтобы стимулировать его к речевому взаимодействию.
В год у малыша обязательно должны быть звукоподражания и первые слова («мяу», «му», «мама», «папа»).
Если малыш молчит, применяет для общения только жесты, но при этом родители отмечают хорошее понимание речи, то, возможно, имеется моторное нарушение. Логопед определит причину и, опять же, подскажет направления работы.
Молчание ребенка после 1,5 лет и позже – это однозначный повод обратиться к специалистам.Сенсорное нарушение возможно, если малыш в 2,5 года пользуется очень ограниченным набором слов. Логопед в такой ситуации будет проводить специальную коррекционную работу.
Также следует обратиться к логопеду, неврологу, невропатологу, когда поведение малыша неожиданно поменялось.
Например: раньше он говорил, а потом вдруг замолчал; если появилось заикание; если темп речи резко ускорился или замедлился, что повлияло на ее разборчивость и т.д.
Как поможет логопед?
На первой встрече логопед поговорит с ребенком, проведет обследование, по результатам которого сделает предположение о состоянии речи малыша.
При необходимости направит к другим специалистам для подтверждения диагноза. Решение о том, что нужны регулярные занятия, тоже будет принимать логопед.
Однако, если ребенку меньше 3 лет, его работа носит преимущественно консультативный характер. В случае если выявлены нарушения в развитии, лучше просить специалистов отслеживать динамику, а также брать рекомендации по развитию речи хотя бы раз в месяц.
Внимательное наблюдение за малышом и простое понимание норм развития речи помогут родителям вовремя обратиться к логопеду.
Очень важно понимать и помнить, что время – самый главный помощник в коррекции любых нарушений. Чем раньше начата работа, тем выше вероятность полностью исправить ситуацию.
Далее на видео вы можете ознакомиться с описанием артикуляционной гимнастики.